N I R S

Деятельность Уполномоченных по правам человека: региональная и федеральная специфика

Юриспруденция
Описание

Обеспечение реализации прав и свобод человека – важнейшая конституционная обязанность государства. Значительную роль в реализации фундаментального принципа демократического, правового государства – обеспечения гарантированной защиты прав и свобод человека на основе законов, а также выполнении принятых Российской Федерацией международных правовых обязательств играют Уполномоченные по правам человека. Основным механизмом защиты прав и свобод человека, несомненно, является судебная система, в 2019 году суды общей юрисдикции рассмотрели 19,6 млн. гражданских дел, 749 000 уголовных дел, арбитражные суды – 1,879 млн. дел. В мировой практике существует значительное количество разновидностей альтернативных способов урегулирования конфликтов: переговоры, арбитраж, третейский суд, медиация, деятельность Уполномоченных по правам человека и др.
Подчеркивая востребованность и зрелость института Уполномоченных, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «...институт уполномоченных по правам человека состоялся... Он нужен, он востребован обществом. Именно здесь люди находят поддержку в защите своих социальных, трудовых, жилищных, экономических и политических прав».
Российским фондом «Общественное мнение» в 2018 году было проведено социологическое исследование, на основе результатов которого был составлен рейтинг должностных лиц, органов и организаций, защищающих права человека в Российской Федерации. 36% россиян считают, что наиболее эффективно их права защищает Президент РФ, 18% респондентов в совокупности считают, что значительный вклад в дело защиты прав человека вносят Уполномоченный по правам человека, и Уполномоченный по правам ребенка. Мы видим, что доверие россиян к омбудсменам гораздо выше, чем к судебной системе – только 6% опрошенных считают судебную систему эффективным способом защиты своих прав.
Рассмотрев отдельные аспекты деятельности омбудсменов, мы видим, что в современных условиях развития правового государства, гражданского общества, выполнения Российской Федерацией международно-правовых обязательств, Уполномоченный по правам человека занимает одно из основополагающих мест в отечественной системе несудебных форм правовой защиты и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, осуществляет независимый контроль за соблюдением прав человека в решениях и действиях органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц.
Защита прав человека в Российской Федерации осуществляется многими государственными органами, задача Уполномоченного – консолидировать их усилия, дополнив существующие способы защиты и восстановления прав граждан эффективными механизмами.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является необходимой в современных условиях, как с точки зрения внутренней жизни страны, так и в связи с международным положением России. По статистике, к сожалению, всё чаще нарушаются права наших граждан за рубежом, более незащищенными могут оказаться граждане России, вступившие в брак с иностранцем, или, поселившиеся с несовершеннолетними детьми в чужой стране. Во всех подобных случаях Уполномоченный по правам человека становится основнойнадеждой и защитой россиян. Это же утверждение справедливо по отношению к иностранным гражданам и организациям, чьи права нарушаются в Российской Федерации.
На наш взгляд, деятельность региональных Уполномоченных по защите прав человека позволяет в досудебном, судебном и внесудебном порядке решать вопросы о соблюдении прав и законных интересов жителей региона, выявлять и разрешать особо острые проблемы в муниципальных образованиях, сокращать судебные издержки, способствовать созданию комфортной социальной среды в регионе, укреплять и развивать Институт Уполномоченного в российской правовой системе.
В ходе проведенного анализа реализации Уполномоченным по правам человека Российской Федерации и региональными омбудсменами своих полномочий, мы выявили ряд проблемных аспектов.Существующее сегодня право человека обращаться к Уполномоченному по правам человека в РФ напрямую, минуя региональный уровень, на наш взгляд, вносит дестабилизирующий фактор, т.к., возможно первоначально на региональном уровне субъекта РФ проблема была бы решена гораздо быстрее и эффективнее. Мы считаем, что в данном случае бо́льшую эффективность принесет внедрение алгоритма защиты гражданских прав в судебной системе РФ. Право обратиться в вышестоящую инстанцию истец должен иметь только при неудовлетворительном для него решении нижестоящей. Анализируя статистические данные о деятельности Уполномоченных, мы выявили недостоверность ряда статистических данных – показатели, представленные официальным порталом информационно-просветительского проекта Уполномоченного по правам человека в РФ «Правозащитная карта России». Также в большинстве случаев в ежегодном докладе федерального омбудсмена отражены цифры и факты не только по его деятельности, но и по деятельности региональных Уполномоченных и других правозащитных органов, и организаций, данные факты затрудняют проведение объективного анализа и выявления специфических особенностей деятельности как федерального, так и региональных омбудсменов.
Также по результатам данной научно-исследовательской работы мы предлагаем законодательную инициативу – В соответствии с федеральным законодательством обеспечение деятельности регионального Уполномоченного по правам человека и его аппарата осуществляется за счет ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, закрепление нормы об обеспечении расходов на такую деятельность отдельным пунктом в бюджете соответствующего субъекта РФ повысило бы гарантии независимости и самостоятельности регионального омбудсмена.

  • Начало
    2019г.
  • Окончание
    2020г.
  • Студент
    Герасимова Юлия Вадимовна

    Ю 201

    Юриспруденция

  • Научный руководитель
    Мария Сергеевна Нагорная

    проректор по внеучебной работе