N I R S

Права на товарный знак: проблемы гражданско-правовой защиты

Юриспруденция
Описание

Актуальность исследования подтверждается стремительным ростом нынешних мировых лидеров в производстве товаров и услуг, а также активное появление среди них новых производителей приводят к постоянному повышению уровня развития средств индивидуализации по выпускаемым товарам и оказываемым услугам.  Товарные знаки имеют давнюю историю. Тысячи лет назад изготовленные предметы, вещи и даже животные были проштампованы специальными знаками, указывающими на производителя или владельца. Такие наклейки существовали во всех древних цивилизациях: Китае, Египте, Греции и Риме.

Согласно данным отчета о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2019 год можно утверждать, что на территории ЕАЭС среди всех правонарушений, связанных с предметами интеллектуальной собственности большая доля правонарушений происходит в сфере незаконного использования товарных знаков.

Целью научно-практической работы является комплексное исследование правовых проблем охраны товарных знаков в Российской Федерации и выработка предварительных рекомендаций по совершенствованию нормативной базы.  

Товарный знак как объект правовой охраны в первую очередь характеризуется статьей 1447 ГК РФ. По смыслу указанной нормы, под товарным знаком следует понимать обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В век развития Интернет-платформы появляются и проблемные аспекты регулирования правоотношений на различных торговых площадках. В российской судебной практике ответственность маркетплейсов за нарушение исключительных прав трактуется по-разному. До недавнего времени суды не видели проблемы в привлечении администраторов маркетплейсов за нарушение исключительного права. Однако они не задавались вопросом, был ли он информационным посредником или нет.

В качестве меры по регулированию законности поставщиков интернет-платформ мы предлагаем на законодательном уровне установить обязанность администраторов маркетинговых платформ запрашивать у продавцов, желающих присоединиться к платформе, документы, подтверждающие, что они имеют зарегистрированные товарные знаки и / или лицензии на использование других товарных знаков. В этом случае можно говорить об опровержительном предположении: администратор должен был знать о нарушении исключительных прав в случае, если он допускает продавцов на сайт (заключает с ними договор), не запрашивая у них предварительно подтверждающие документы.

Исходя из сравнительной характеристики законодательства Российской Федерации и законодательства зарубежных стран, стоит отметить, что что способы защиты в области товарных обозначений и использовании доменных имен в российском и американском законодательстве имеют общие черты. Однако мы считаем, что существующая в российской судебной практике тенденция предоставления правовой охраны товарным знакам и доменным именам не может обеспечить полную защиту доменного имени. Исходя из этого нами были предложены предварительные рекомендации по усовершенствованию Российского законодательства. А конкретно в отношении доменного имени следует уточнить их правовое положение в ст.1225 ГК РФ, т.к. доменные имена напрямую взаимосвязаны с товарными обозначениями. Также стоит отметить концепцию «размытия товарного знака», содержащуюся в Законе США «О товарных знаках», которую, по нашему мнению, стоит частично закрепить в положении ст. 1253 ГК РФ.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время сформирован адекватный правовой механизм, лежащий в основе гражданской защиты прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания. Однако, как и в любых правоотношениях, есть некоторые спорные вопросы правового регулирования правоотношений в сфере применения прав на товарный знак, описанные нами выше. Благодаря разработанным нами предварительным рекомендациям возможно избежать правовых коллизий в рассматриваемой сфере.

Работа была отмечена Дипломом II степени IX на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ и научных проектов студентов и школьников «Научный прорыв»; Дипломом II степени Кафедральной студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы общества, государства и права"; Дипломом I степени XI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых»; Дипломом за победу в номинации "Высокая практическая значимость исследования" III Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Научное пространство современной молодёжи: приоритетные задачи и инновационные решения»; Дипломом за победу в номинации "Лучший аналитик" XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Современные тренды развития российских регионов: управление, право, экономика, социум», а также заняла III место в номинации "Научные работы в области юриспруденции" в международном конкурсе на лучшую студенческую научную работу "Шаг в науку - 2022".

Статьи
1. Галямова А.Р. Исторический анализ становления и развития права на товарный знак / А.Р. Галямова, Т.В. Пищулина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2022. – Т. 1, №1 (36). – С.
2. Галямова А.Р., Пищулина Т.В. Доказательственное значение результатов социологических опросов при рассмотрении судами споров в сфере интеллектуальной собственности /А.Р. Галямова, Т.В. Пищулина // Сборник трудов III Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Научное пространство современной молодёжи: приоритетные задачи и инновационные решения». - 2022. (в печати)
3. Галямова А.Р., Пищулина Т.В. Проблемы гражданско- правовой защиты прав на товарный знак в сети Интернет/ А.Р. Галямова, Т.В. Пищулина //Сборник XI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых». - 2022. (в печати)
4. Галямова А.Р., Пищулина Т.В. Права на товарный знак: проблемы гражданско-правовой защиты / А.Р. Галямова, Т.В. Пищулина //Сборник трудов XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Современные тренды развития российских регионов: управление, право, экономика, социум». - 2022. (в печати)
  • Начало
    2021г.
  • Окончание
    2022г.
  • Студент
    Галямова Алина Радиковна

    Ю 301а

    Юриспруденция

  • Научный руководитель
    Татьяна Валерьевна Пищулина

    доцент кафедры "Юриспруденция"