N I R S

Национальная стратегия действий в интересах женщин: тенденции, сложности, коррективы, выполнение международно-правовых обязательств

Юриспруденция
Описание

На основе анализа международных и зарубежных нормативно-правовых актов в работе рассматривается развитие гендерного антидискриминационного международного и внутригосударственного законодательства и выполнение зарубежными странами международно-правовых обязательств в рамках Пекинской платформы действии. В работе на основе отечественных нормативно-правовых актов рассматриваются правовые рамки, ожидаемые результаты, индикативные показатели, механизмы реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» в Российской Федерации, на основе статистических данных анализируются промежуточные итоги, определяются тенденции и проблемы, предложены предварительные рекомендации. Также рассматривается расширение участия женщин в общественно-политической жизни как приоритетное направление Национальной стратегии действий в интересах женщин на примере Законодательного Собрания Челябинской области 1-6 созывов, составлен социально-профессиональный портрет женщины-депутата Законодательного Собрания Челябинской области, отражается наиболее яркая деятельность женщин-депутатов Законодательного Собрания.

Целью исследования является изучение механизмов и промежуточных результатов реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» в Российской Федерации, Челябинской области, определение тенденций и проблем, разработка предварительных рекомендаций.

Актуальность:

В современных условиях интерес к проблеме гендерного равноправия возрастает. В мире женщины составляют около 50% от населения Земли, а в России – 54% от общей численности населения. Это означает, что половина потенциала человечества находится в руках у женщин.

Организация Объединенных Наций является важнейшей международной организацией и также обращает своё внимание на проблему гендерного равенства. В своем Уставе, ООН ставит перед собой цели в развитии дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. «Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек являются незавершенной задачей нашего времени и величайшей проблемой в области прав человека в сегодняшнем мире», – подчеркнул Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

По оценкам ООН, «критическая масса» женщин, то есть доля женщин необходимая для влияния на государственную политику, должна достигать 30% – этот уровень представительства женщин на должностях директивного уровня также был установлен Пекинской платформой действий 1995 г., принятой под эгидой ООН Всемирной конференцией по положению женщин в 1995 г.  

Российская Федерация взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения и, в том числе, поставила задачу повышения роли и представительства женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. В 1996 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. № 410-р была утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг., в которой предусматриваются меры по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах и механизм их реализации.

В 2019 г. на Саммите по целям устойчивого развития мировые лидеры предложили провозгласить десятилетие действий для достижения 17 целей, поставленных в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Центральное место в рамках десятилетия действий, заняли вопросы, связанные с расширением прав и возможностей женщин. В докладе Генерального секретаря ООН о ходе достижения целей в области устойчивого развития отмечено, что обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек являются непременным условием достижения всех 17 целей в области устойчивого развития.

Результаты исследования:

Проблема гендерного равенства, а также создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Реализация Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. продолжается и промежуточные результаты мы можем увидеть уже сейчас, однако ожидаемые результаты Стратегии, поставленные в ее плане на 2017-2022 гг. еще не достигнуты.

На данный момент мы можем увидеть результаты по приоритетным направлениям:

– разработаны и направлены в субъекты РФ методические рекомендации по профилактике рака шейки матки, по профилактике рака молочной железы, по защите здоровья женщин от воздействия табачного дыма;

– сократился показатель разрыва в заработной плате между мужчинами и женщинами;

– реализуются программы переобучения и повышения квалификации для женщин с детьми;

– проводится профилактическая деятельность в органах МВД России в целях предупреждения преступлений в отношении женщин, а также проводится мониторинг состояния преступности в сфере семейно-бытовых отношений;

– проводятся конкурсы и форумы различных уровней, на которых выдвигаются вопросы гендерного равенства;

– расширилось участие женщин в политической жизни государства на разных уровнях;

– активно поддерживается женское предпринимательство, вырос индекс женского предпринимательства (WBI);

– расширение возможностей женщин в сфере образования и науки;

– развивается пенитенциарное законодательство в части возможности смягчения наказания за преступления небольшой тяжести и применения оснований для освобождения от отбывания наказания, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;

– совершенствуется государственная статистика, характеризующая положение женщин в обществе;

– развивается проектное сотрудничество с международными организациями и объединениями (ЮНИДО, АТЭС, БРИКС, «Женская двадцатка»).

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 69% респондентов хотело бы видеть женщину на посту министра здравоохранения, социального обеспечения или образования, 51% – во главе одной из ведущих партий или на посту руководителя фракции или комитета Государственной Думы, 21% – на посту президента России. Если сравнивать эти данные с 2016 г., то можно сказать об уменьшении идеи женщины-политика. Исходя из представленных данных, можно сказать, что женщины пользуются поддержкой россиян, если речь идёт о должности министра социального блока правительства или руководителя политической партии. По данным другого исследования ВЦИОМ 49% опрошенных относятся к женскому лидерству нейтрально, а 47% – позитивно. В качестве причины, по которой россияне пока не готовы видеть женщину на руководящих постах, можно назвать высокую роль традиционных ценностей и восприятие женщины как «слабый пол».

Изучив механизмы и промежуточные результаты Стратегии следует предложить следующие предварительные рекомендации:

– в пункте 10 Положения о Координационном совете по реализации Стратегии указано, что заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие, однако заседания проводились лишь 3 раза: в 2017, 2019 и 2020 годах, поэтому следует увеличить проведение заседаний Совета, на которых будут рассматривать актуальные проблемы реализации Стратегии и их решения.

– в Распоряжении Правительства РФ об утверждении плана Стратегии указано, что Министерство труда и социальной защиты РФ должно осуществлять контроль за реализацией плана мероприятий и предоставлять доклад о ходе его выполнения не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на сегодняшний день существует только два доклада: за 2018 и 2019 года. Для более объективной оценки работы Федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Стратегии, рекомендуется увеличить предоставление отчетов о ходе реализации плана.

– в условиях пандемии COVID-19 на российском рынке труда отмечается рост безработицы среди женщин, также в связи с ограничениями в различных сферах жизни общества реализация плана Стратегии невозможна в полном объеме, поэтому для более высоких результатов Стратегии рекомендуется предусмотреть дополнительные мероприятия или изменить действующие с учетом внешних факторов и обстоятельств.

– с целью просвещения проблемы гендерного равенства в Российской Федерации и ее решения следует размещать информацию о промежуточных результатах Стратегии в средствах массовой информации.

Статьи
1. Келепова М. Е. Позитивная гендерная дискриминация: история вопроса и международное правовое регулирование / М. Е. Келепова, М. С. Нагорная // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2020. – Т. 1. – № 4(31). – С. 71-74.
2. Келепова М. Е. Проблемы гендерного равенства в региональных законодательных органах РФ: социальный портрет женщины-депутата Законодательного Собрания Челябинской области / М. Е. Келепова, М. С. Нагорная // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2020. – Т. 1. – № 3(30). – С. 55-61.
3. Келепова М. Е. Правовые рамки, программные показатели и промежуточные результаты реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» / М. Е. Келепова, А. В. Молодчик, М. С. Нагорная // Управление в современных системах. – 2021. – № 1(29). – С. 3-12. – DOI 10.24411/2311-1313-2021-129-3-12.
4. Келепова М.Е. Нагорная М.С. Национальная стратегия действий в интересах женщин: тенденции, сложности, коррективы, выполнение международно-правовых обязательств // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых. Сборник трудов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Челябинск: Издательство: Южно-Уральский технологический университет, 2021. (в печати)
  • Начало
    2020г.
  • Окончание
    2021г.
  • Студент
    Келепова Маргарита Евгеньевна

    Ю 301

    Юриспруденция

  • Научный руководитель
    Мария Сергеевна Нагорная

    проректор по внеучебной работе